Выбор редуктора (1 часть)
Редукторы делятся на цилиндрические (оси ведущего и ведомого валов параллельны), конические (оси валов пересекаются), червячные (оси валов перекрещиваются в пространстве). Встречаются и комбинированные редукторы, представляющие сочетание зубчатых (цилиндрических и конических) и червячных передач.
По числу пар передач редукторы делятся на одноступенчатые и многоступенчатые.
Одноступенчатый цилиндрический редуктор обычно применяют при передаточном числе и ≤ 7.Одноступенчатый редуктор наиболее прост и надежен в работе. Применяется для мощностей до 40 кВт. Из редукторов данного вида наиболее распространенным является – горизонтальный. Корпуса чаще выполняют литыми чугунными, реже сварными алюминиевыми. При серийной производстве целесообразно применять литые корпуса. Валы монтируют на подшипниках качения или скольжения. Последние обычно применяют в тяжелых редукторах. Для удобства совместной компоновки привода(абсолютным расположением двигателя и рабочего вала приводимого в движение устройства и т.д.), отдают предпочтение либо горизонтальной, либо вертикальной схеме редуктора.
Двухступенчатые цилиндрические редукторы обычно применяются при передаточных числах и ≤ 40. Первая (быстроходная) ступень редуктора во многих случаях имеет косозубые колеса; тихоходная ступень может быть выполнена с прямозубыми колесами. Не менее часто применяют редукторы, у которых обе ступени имеют колеса одинакового типа (прямозубые, косозубые и шевронные). Наиболее распространены двухступенчатые горизонтальные, выполненные по развернутой схеме. Эти редукторы отличаются простотой, но из-за несимметричного расположения колес на валах повышается концентрация нагрузки по длине зуба. Поэтому в этих редукторах следует применять жесткие валы. Около ста лет назад перед нашей промышленностью стояла задача снабдить страну цилиндрическими редукторами. С поставленной задачей удачно справлялись открывающиеся заводы. В данное время выпуск качественной и надежной продукции обеспечит мощную производственную базу.
Трехступенчатый цилиндрический редуктор обеспечивает передаточное число и ≤ 150 и выше. Достоинство данной схемы симметричное расположение зубчатых колес всех ступеней.
Коническо-цилиндрический двухступенчатый редуктор– это разновидность редуктора по конструктивному выполнению рабочих элементов. Он, как и все редукторы, предназначен для изменения скорости вращения при передачи вращательного движения от одного вала к другому валу. Именно редукторный привод один из наиболее распространенных видов приводов нынешних механических систем общепромышленного применения. В таких редукторах коническая пара может иметь прямые, косые или криволинейные зубья. Цилиндрическая пара также может быть либо прямозубой, либо косозубой.
Червячный редуктор применяют при перекрещивающихся в пространстве осях ведущего и ведомого валов и передаточном числе и (обычно в пределах 10—70). По относительному расположению червяка и червячного колеса различают схемы с нижним червяком и с верхним червяком. Червячные редукторы благодаря малым габаритам, бесшумности и плавности работы широко применяются в современном машиностроении. Недостаток их (при цилиндрическом червяке) — сравнительно низкий КПД. Так как КПД червячных редукторов невысок, то для передачи больших мощностей и в установках, работающих непрерывно, проектировать их нецелесообразно. Практически червячные редукторы применяют для передачи мощности, как правило, до 45 кВт и в виде исключения до 150 кВт.
Мотор-редуктор – это агрегат, сочетающий в одном корпусе электродвигатель и редуктор. Последнее обстоятельство позволяет добиваться большой точности расположения вала редуктора относительно вала электродвигателя и уменьшает число деталей привода.
Чаще встречаются мотор-редукторы с зубчатыми передачами обыкновенными и планетарными.
Рекомендации при подготовке исходных данных для расчета:
1. Мощность двигателя выбирается из ряда мощностей двигателя принятого типа с округлением до ближайшего большего значения к мощности, потребляемой приводимой машиной с учетом КПД привода.
2. При выборе значительно большего по мощности двигателя - Вы должны помнить, что развиваемые при этом большие пусковые токи и пусковые мощности - более двукратных - может вызвать неучтенные перегрузки редуктора.
3. Наиболее экономичной является эксплуатация редуктора при частоте вращения на входе < 1500 об/мин, а с целью более длительной безотказной работы редуктора рекомендуется принимать частоту вращения входного вала < 900 об/мин.
Выбор редуктора
1.1. Выбор типа редуктора:
Выбор габарита (типоразмера) редуктора.
Критериями выбора типоразмера редуктора являются расчетные значения крутящего момента на выходном валу, радиальных консольных нагрузок на концах валов и недопустимость перегрева редуктора.
Исходными данными для определения габарита редуктора являются:
- Вид приводимой машины.
- Требуемый крутящий момент на выходном валу, ТВЫХ.ТРЕБ., Н*м.
- Частота вращения выходного вала редуктора, nВЫХ, об/мин.
- Частота вращения входного вала редуктора, nВХ, об/мин.
- Вид двигателя.
- Характер нагрузки (равномерная и неравномерная, реверсивная или нереверсивная, наличие и величина перегрузок, наличие толчков, ударов, вибраций).
- Требуемая длительность эксплуатации редуктора в часах.
- Средняя ежесуточная работа в часах,
- Количество включений в час.
- Продолжительность включений под нагрузкой, ПВ %.
- Условия окружающей среды (температура, условия отвода тепла).
- Радиальная консольная нагрузка, приложенная в середине посадочной части концов выходного вала FВЫХ.ТРЕБ. и входного вала FВХ.ТРЕБ., Н.
При выборе габарита редуктора производится расчет следующих параметров редукторов по формулам:
? Передаточное отношение редуктора:
? Расчетный крутящий момент на выходном валу редуктора:
ТВЫХ.РАСЧ. = ТВЫХ.ТРЕБ. * КУР, (3)
Где КУР - определяется по формуле (1), числовые значения входящих коэффициентов выбираются из таблиц 1 и 4.
? Расчетная мощность двигателя:
где РВХ.РАСЧ. - расчетная мощность двигателя кВт,
n - коэффициент полезного действия редуктора,
Значения n принимается равным
Для цилиндрических редукторов:
- одноступенчатых - 0,99
- двухступенчатых - 0,98
- трехступенчатых - 0,97
- четырехступенчатых - 0,95
Для конических редукторов:
- одноступенчатых - 0,98
- двухступенчатых - 0,97
Для коническо-цилиндрических редукторов — как произведение значений n
конической и цилиндрической частей редуктора.
Значение коэффициентов для формулы (1) приводятся в таблицах.
Таблица 1. Коэффициент характеристики двигателя K1
Ведущая машина | Степень толчкообразности ведомой машины | |||
А | Б | В | Г | |
Электродвигатель, паровая турбина | 1,0 | 1,2 | 1,5 | 1,8 |
4-х, 6-ти цилиндровые двигатели внутреннего сгорания, | 1,25 | 1,5 | 1,8 | 2,2 |
1-х, 2-х, 3-х цилиндровые двигатели внутреннего сгорания | 1,5 | 1,8 | 2,2 | 2,5 |
А — плавная нагрузка, Б — слабые толчки, В — толчки средней силы, Г — сильные толчки.
Классификация ведомых машин по степени толчкообразности приведена в Таблице 5.
Таблица 2. Коэффициент продолжительности работы К2
Ежедневное пользование ч/сут. | < 2 | < 8 | < 16 | > 16 |
К2 | 0,9 | 1,0 | 1,12 | 1,25 |
Таблица 3. Коэффициент количества пусков К3.
Количество пусков в час | 1 | <20 | <40 | <80 | <160 | >160 | |
Коэффициент характеристики двигателя, К1 | 1 | 1,0 | 1,2 | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 2,0 |
1,25 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,7 | |
1,5 | 1,0 | 1,07 | 1,1 | 1,15 | 1,25 | 1,4 | |
1,8 | 1,0 | 1,05 | 1,05 | 1,07 | 1,1 | 1,2 |
Таблица 4. Коэффициент продолжительности включения КПВ.
ПВ % | 100 | 60 | 40 | 25 | 15 |
КПВ | 1,0 | 0,90 | 0,80 | 0,7 | 0,67 |
Продолжение следует... (здесь)
Метки: редуктор